В Петербурге и Ленобласти построят 15-минутные города
Южный: новый город-спутник и центр притяжения инноваций
Один из самых масштабных проектов комплексного развития в Санкт-Петербурге сегодня — создание города-спутника Южный. Центральным элементом новой локации станет второй кампус Университета ИТМО, который возводится в самом сердце будущего города.
«ИТМО — не просто один из ведущих IT-университетов мира, но и лидер по темпам роста числа магистрантов в России. Уже несколько лет мы наблюдаем, как распределённый кампус в центре Петербурга перестал справляться с возросшей нагрузкой. Поэтому семь лет назад было принято решение о создании нового кампуса для магистров и аспирантов, при этом бакалавриат остаётся в исторических зданиях», — комментирует Михаил Мастин, советник по взаимодействию с инвесторами проекта “ИТМО Хайпарк”.
Проект включает не только учебные корпуса, но и современную технологическую долину с высококлассной light industrial-инфраструктурой — производственными помещениями и офисами класса А, ориентированными на молодых специалистов, уже в вузе получающих выше среднего по городу. Качество условий труда становится для них критически важным. Кроме того, такие объекты привлекательны и как инвестиционные активы.
Город с нуля — без маятниковой миграции
В Южном уже стартовало жилищное строительство. Важно, что в рамках одной территории сочетаются образовательные учреждения, рабочие места, коммерческая и социальная инфраструктура, жильё. Это позволяет избежать традиционной маятниковой миграции, подчёркивает Михаил Мастин. При этом сохраняется доступность Петербурга — в перспективе обещано регулярное железнодорожное сообщение с центром.
15-минутный город: московский опыт и вызовы регионов
Руководитель проектной подготовки ГК “А101” Елизавета Гречухина обращает внимание на преимущества концепции 15-минутного города: разнообразные сервисы находятся в шаговой доступности, что улучшает качество жизни. Однако реализация таких проектов требует больших территорий — только так можно создать полноценную среду с парками, школами и местами работы. В Ленобласти компания реализует два подобных проекта — в Лаголово и Всеволожске. Уже проектируются образовательные учреждения, формируется центр притяжения с социальной и коммерческой инфраструктурой.
При этом застройщик продаёт коммерческие помещения под конкретный функционал и франшизы, часть объектов оставляя себе — это позволяет контролировать качество. По оценке “А101”, около 35% жителей таких районов не покидают их ежедневно — всё необходимое есть на месте.
Финансовые реалии и нагрузки на застройщиков
Но реализация столь масштабных идей требует ресурсов. Наталья Кукушкина из Группы ЦДС отмечает: если нет государственного софинансирования, как у проекта ИТМО, то все затраты — от детских садов до скверов — ложатся на плечи покупателей. А студия за 4 млн рублей в Ленобласти — это дорого для среднего жителя. Также возникают вопросы об эксплуатации: кто будет содержать парк или найти персонал для новой поликлиники?
Совместная реализация — путь к успеху
В некоторых проектах, например в Мурино, инфраструктуру возводят несколькими девелоперами. Это не полноценный КРТ, но пример реализации 15-минутного города. Однако даже здесь упор пока что делается в первую очередь на школы и детсады, в то время как рабочие места и бизнес-объекты остаются в стороне. Яна Вирченко из ГК “Полис” считает, что инфраструктура должна финансироваться отдельным льготным кредитом, особенно в условиях высоких ставок.
История одного квартала: как “Огни залива” стали примером
Один из первых примеров комплексного освоения — квартал “Огни залива” от “БФА-Девелопмент”, где компания в итоге построила всю инфраструктуру самостоятельно, хотя изначально это планировалось за счёт города. В 2024 году введены две школы и третий детсад. Светлана Денисова подчёркивает: все эти объекты возводятся на деньги покупателей через банковские кредиты застройщикам. Снижение ставки по таким кредитам позволило бы удержать цены на жильё.
Что хочет потребитель: среда важнее квадратных метров
По мнению Яны Грозовской из ГК “Самолёт”, качественная инфраструктура — одно из главных конкурентных преимуществ проекта. Девелоперы заинтересованы в создании насыщенной городской среды, потому что она увеличивает привлекательность района. Тем более, что вместе с администрациями можно создать комфортную среду как для местных жителей, так и для новых.
Она также считает, что концепция 15-минутного города актуальна прежде всего для новых территорий Ленобласти — там есть свободные участки и меньше ограничений.
Архитектура и устойчивое развитие: взгляд в будущее
Архитектор Яна Голубева напоминает: идея 15-минутного города изначально была создана для повышения качества жизни в уже существующих городах. Новые проекты не должны становиться обособленными анклавами, а встраиваться в общегородскую сеть. Классическое советское градостроительство отчасти соответствовало этой модели, и сейчас есть смысл пересмотреть подходы — ориентироваться не на устаревшие списки инфраструктуры, а на современные потребности.
При этом важно учитывать устойчивость: будет ли эксплуатация многоэтажных районов рациональной с точки зрения ресурсов и экономики? Распределение рабочих мест помогает избежать экономического упадка отдельных локаций. А идея устойчивости — это не только про экологию, но и про сбалансированное развитие всех сфер жизни.

