В Ленобласти разгорелись споры вокруг будущей кольцевой автодороги КАД-2
Вторая кольцевая автодорога Петербурга вызвала волну споров и затронула интересы застройщиков и жителей
Публикация официального маршрута будущей кольцевой автодороги КАД-2 в апреле, а также информация о первых объектах, оказавшихся в зоне планируемой застройки, вновь разожгли общественную дискуссию о целесообразности строительства второй окружной трассы вокруг Санкт-Петербурга. Наибольшее недовольство выражают жители населённых пунктов, рядом с которыми должна пройти новая магистраль.
Противостояние местных жителей инфраструктурным мегапроектам — явление в Петербурге не новое. Однако, как считают специалисты, если в отдельных случаях протест может повлиять на корректировку планов (вспомним ситуацию с М-7 в Удельном парке), то в случае с КАД-2 вероятность таких изменений минимальна. Тем не менее, определённые изменения в трассировке, по мнению экспертов, возможны.
Первая “жертва” КАД-2 — строящийся жилой дом
Как ранее сообщал “Деловой Петербург”, один из первых пострадавших от реализации проекта — строящийся бизнес-класс дом в деревне Хиттолово Всеволожского района. Работы были приостановлены из-за прекращения финансирования. Объект принадлежит компании «Point Токсово», и, несмотря на заморозку проекта, квартиры уже начали продаваться — деньги клиентов размещены на эскроу-счетах.
По мнению Руслана Юсупова, президента Союза строительных организаций Ленобласти, данный случай — лишь начало. Особенно остро, по его словам, последствия почувствуют владельцы участков под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), так как такие территории будут затронуты чаще, чем многоквартирные проекты. Тем не менее, он полагает, что в отдельных зонах возможен поиск компромиссов при окончательной трассировке дороги.
Где пройдёт первый участок КАД-2
Как пояснили в государственной компании «Автодор», маршрут магистрали окончательно определится после завершения инженерных изысканий и подготовки проектной документации. Строительство планируется начать с участка во Всеволожском районе, который затронет несколько поселений: Кузьмоловское, Романовское, Колтушское, Щегловское, Всеволожское и Рахьинское.
По словам вице-губернатора Петербурга Николая Линченко, речь идёт о 90-километровом отрезке от трассы М-11 «Нева» до Кузьмолово — примерно четверть всей КАД-2. Ввод этого участка в эксплуатацию запланирован на 2029 год.
После завершения проекта КАД-2 будет обеспечивать движение транзитного транспорта от портов Мурманска и Балтийского моря в обход Петербурга, тем самым разгрузив уже действующее кольцо, которое всё чаще выполняет внутригородские функции.
Мнение депутатов: “строить надо”
Депутат Заксобрания Ленобласти Дмитрий Звонков сообщил «ДП», что получает обращения от жителей, обеспокоенных строительством, но настаивает на необходимости реализовать проект.
«Федеральное финансирование выделено, и его нужно использовать. Если мы погрязнем в спорах, то можем потерять эти средства. Вопрос о природных ценностях понятен, но решения должны быть взвешенными», — отметил он.
Финансовый масштаб и влияние на рынок земли
Проект оценивается почти в 380 млрд рублей. Основной объём — порядка 266 млрд — освоит ГК «Автодор». Остальную часть профинансируют Росавтодор и Ленинградская область, которая займётся реконструкцией трассы Петергоф — Кейкино.
Параллельно на рынке наблюдается рост интереса к участкам, расположенным вблизи будущей трассы. Уже сейчас на сайтах объявлений встречаются предложения: за участок 5,5 га рядом с Манушкино просят 250 млн рублей, а 134 сотки у Кавголовского озера предлагаются за 64 млн. Ожидается, что КАД-2 повысит транспортную доступность этих территорий, а с ней — и их инвестиционную привлекательность.
Плюсы и риски для застройщиков
Как отметил Руслан Юсупов, улучшение транспортной доступности может стать стимулом для нового строительства. Власти региона уже определили потенциал территорий вдоль КАД-2: по словам зампреда правительства Ленобласти Евгения Барановского, здесь возможно возведение до 53 млн кв. м жилья к 2040 году.
Однако близость к крупной автомагистрали может иметь и отрицательные стороны. Инженер транспортного планирования бюро OTSLab Дмитрий Баранов подчёркивает, что интенсивное движение может снижать экологическое качество окружающей среды и тем самым — стоимость прилегающих земель.
«Сама идея КАД-2 логична: существующая кольцевая уже перегружена и перестала выполнять функцию транзитной магистрали. Да, локальные конфликты неизбежны, но в масштабах развития агломерации проект оправдан», — заключает эксперт.

